Сайт Николая Кондакова
Главная Обо мне Творчество Увлечения Любимые ссылки Гостевая
Пучеж
Герб
Добр !
Раздел о городе Пучеже теперь находится здесь — navolgu.ru


История города Пучеж

(фрагменты из книги О.М. Киселёва "Очерки истории старого Пучежа")

Пучеж в 1676 году

Новые сведения о Пучеже относятся уже ко 2-й половине XVII века. Слобода к тому времени разрослась. До нас дошла в копии XVIII века опись церквей самой Пучежской слободки и окрестных деревень, относящихся к 1676 году. В ней говорится - "Юрьевецкого уезда Поволжского Пучежская слободка, а в ней церковь деревянная Преображения Господня, да в пределы честные главы Иоанна Предтечи". Так начинается опись. Она подробно описывает не только церкви, но и каждый двор, каждого жителя слободы, но только мужского пола. Исключение делается для вдов посадских и дочерей поповских.

Итак, опись начинается с подробной характеристики церквей, в которой перечислены все облаченья, вся церковная утварь. К 1676 году в самой слободке было две церкви. Кроме того, два храма было в монастыре, который был открыт, судя по данной писцовой книге, не раньше 1659 года. Все церкви были деревянными, с трапезными и с папертями. Крыты они были тесом, а главы обиты "чешуею" (лемехом). Кресты обиты белым немецким железом. Колокольни рубленные, на одной упоминается семь колоколов, на другой пять. Среди внутреннего убранства церквей кроме дорогих тканей упоминают кресты золоченые и украшения из жемчуга. В описи Преображенской церкви насчитывалось 36 печатных книг, в Вознесенской церкви при монастыре - 40 печатных книг. А книги тогда стоили очень дорого. Церкви, во всяком случае одна - Казанской Богородица в монастыре, имели шатровое завершение. ...

Манастырь, именовавшийся Пушавинской пустынью был небольшим, самостоятельным не был, а, скорее всего, являлся филиалом более крупного. Ближе всего к нему находился монастырь напротив Юрьевца - Кривоезерская пустынь. В 16 кельях Пушавинского монастыря насчитывалось только 12 старцев. Был он огорожен забором длиной 90 на 68 метров. В заборе были одни ворота "святые" с 11-ю иконами, а остальные "езжие". Монастырь мы описываем вот по какой причине. Со временем деревянный забор был заменен каменным, по углам были поставлены кельи с шатровыми крышами. А в 1830-х годах художник С. Карионов на своей картине запечатлел Пучеж. Она попала на глаза одному современному архитектору, который, видимо в Пучеже не был, но написал в одной из статей, что на картине С. Карионова мы видим крепость-кремль в центре старинного города. Очень бы хотелось, но, увы, никогда не было.

Здания пучежских церквей были деревянными, но сами они были отнюдь не бедными. Пучежские священники успешно торговали, церкви владели землей близ Пучежа - 5,5 десятин земли. За Волгою храмы владели 1,5 десятинами и пожнями (сенокосными угодьями) со 155 копнами.

Кроме того, многие деревни на другой стороне Волги были записаны за церковью и не платили налог казне. Государь Алексей Михайлович повсеместно боролся с подобной практикой. Был издан указ дабы крестьян тех заволжских деревень приписать к новому приходу и в Пучежской слободке открыть новую пятую церковь во имя Спаса Преображения. Так как в тех деревнях недавно случился большой мор, государь приказал дома разобрать, продать в Пучеже на базаре, а деньги перечислить в царскую казну. В слободке был открыт против Преображенской церкви богадельный двор с 35 кельями, в них жило 42 старицы, здесь же 24 человека "вдов и девок нищих кормятся Христовым именем".

В слободке в 1676 году в 97 тяглых дворах жило "старых и средовечных, и подростков, и в самых малых летах мужского полу 214 человек. Да двенадцать дворов вдовьих и нетяглх. У них детей 4 человека. Во дворе стрелецкой вдовы два человека". Всего учтенных жителей насчитывалось 307. Если учесть, что в каждом дворе ещё по крайней мере 2 души женского пола, то население Пучежской слободки могло составлять 400-500 человек. Вероятно, по переписи Ивана Залуцкого 1659 года жителей было больше, так как убыло многое число и "непшеные люди многие оскудели". ... В описи упоминается бывший тогда мор, видимо это эпидемия какой-то заразной болезни. Но Пучеж в то время был не намного меньше других городов. В Шуе числилось 381 посадских жителей, а в селе Иванове в 274 дворах - 818 жителей.

В писцовой книге приводится подробная экономическая характеристика слободы. Ведь целью таких описей являлся в первую очередь сбор налогов. "В Пучежской слободке на Торговой площади - амбар Государев, для приема отколотой рыбы; амбар для рыбы, которая бывает с улова и в покупке про государев обиход для московских отпусков". Начальство у этого амбара из Юрьевца. А всего профессиональных ловцов рыбы насчитывается 7 дворов. Еще значатся 25 лавок, 5 амбаров, 64 полка, 5 мест лавочных, два амбара на выгонной земле. Оброку торговцы платят с лавки по два алтына, с полка половину. Пошлины по десяти денег (5 копеек) с рубля.

Главными торговыми рядами были: соляной, сыромятного товару, мыльный, щепетильный (мелочной), десять лавок торговали мясом. Был ряд, в котором продавалась крашенина (холсты). Отдельные лавки торговали свечами, ладаном, церковным вином, иконами, серебряным товаром. Это священники Преображенской церкви Иван Корнилов и Алексей Степанов зарабатывали на жизнь. Они также торговали солью, мылом и кожей. Они, наряду с московским садовником Ивашкой Ерофьевым, были главными торговцами слободки. Между прочим, от них не отставали отдельные вдовы, которые имели по несколько лавок и амбаров, как у Марфутки Ширяевой. Рыбный ряд был небольшой, так как почти все пучежане рыбачили для себя. В Пучеже было всего по одной лавке, где торговали готовой кожей, шапками и хлебом.

На выгонной земле около слободы стояло пять кузниц, в которых ковали "в летнее время для пожарного времени". ... Там же находился царский двор воловий (воловня). Еще здесь была кружечного двора поварня винокуренная (в слободке было свое производство вина и пива). Между ними находился пруд. На островах Витезе и Толстике пучежане владели оброчными пожнями, которые давали 142 копны сена. От Пучежской слободки до Заборской волости на той стороне Волги существовал перевоз. ...

В топографическом описании слободки (есть и такой раздел) упоминают многочисленные странные образования. "Выкопана яма, а в яме уголья и каменья и поставлен столб дубовый с гранью, рядом осыпан курган". Что это, остатки крепости? Но в словаре Владимира Даля говорится о межевой "гранной" (от слова грань) яме, где зарыты для "признака" (обозначения границы) уголья. Таким образом, все это специальные отметки, межевые знаки, разделяющие земли крестьянские, слободские, монастырские. И вообще наличие такого мощного таможенного обрамления приводит к мысли о том, что и происхождением своим Пучеж обязан таможенной службе. Возможно, он и возник как таможенный и ямской пункт на границе уезда или даже чети (области). Ранее упоминалось о таможенном войске, а название пограничных "белых столбов" ниже Пучежа известно до сих пор. В России таможенные границы внутри государства были еще в XVIII веке.

В конце писцовой книги дается описание окрестных деревень. Это Пучеж Малой - Худяковская тож (второе название); Беляева, Погибельное - Киселево тож; Стрелка - Гусельниково тож; Лихунихинская - Подполотное тож; Мостовое Малое; Мостовое Большое; Зыково Малое; Зыково Большое; Трубново - Дятлово тож; Небучиха - Погорелиха; Волкосерово; Стрелка Филинская - Сифково тож. Все эти деревни имели 1-2 жилых двора, вместе с пустыми 4-5 дворов. Земли паханные худые. ... Явно не хлебом единым жили окрестные крестьяне, скорее наоборот. Животноводство, подсобные промыслы, отходничество кормило их. Лес - в первую очередь. Для "государева обихода" в те годы из пучежских лесов в Москву отправлялись десятки, сотни пудов меда...

Таково описание Пучежа 1676 года "на двадцати одному листу"...

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
© Nikolай
Hosted by uCoz