Сайт Николая Кондакова
Главная Обо мне Творчество Увлечения Любимые ссылки Гостевая
Пучеж
Герб
Добр !
Раздел о городе Пучеже теперь находится здесь — navolgu.ru


История города Пучеж

(фрагменты из книги О.М. Киселёва "Очерки истории старого Пучежа")

Пучеж по первым письменным источникам

... Вот как выглядит самое раннее, доступное нам, описание Пучежа. "А в писцовых книгах письма и дозору дьяка Посника Шипилова 102 году" (1594 год - О.К.) написано: "В Ячменской волости на реке Волге слобода Пучецкая. А в ней крестьянских тяглых семьдесят дворов. А людей в них семьдесят два человека" (учитывалось только мужское население). "Да нищих старцев (монахов - О.К.) шесть дворов. ... Да в Пучецкой слободке торговых людей слобожан одиннадцать лавок, да одиннадцать полков (базарных столов)"...

Пучежская слободка в XVII веке. Макет. Автор В.Травичев

... Какие же льготы давались "Пучецкой слободке" по царской грамоте? (Слободка, слобода - поселение, жители которого не занимаются хлебопашеством, обладают рядом льгот). "И по вашему челобитью посадским людям и волостным крестьянам брать вас во все волостные разметы податей (право участия в раскладке податей). И к изделиям никаким вас наряжать (не привлекать к барщине). И ратных людей на нашу службу имати и в каменном войске вас наряжать не велено (то есть на таможенную службу). А за то на вас прибавлено оброку по челобитью и по договорам на год по двадцать рублей".

... Жители правобережья Волги в наших местах, возможно из-за "худости" земли не знали крепостничества. Помещиков они не имели и подсчинялись непосредственно царю, ему и платили напрямую оброк и назывались дворцовыми крестьянами. У них имелось местное самоуправление и свое судопроизводство. Относительная свобода и денжный оброк привели к развитию ремесла, торговли, отходничества у местных жителей. Недаром почти вся слободка торговала. В грамоте говорилось об отправлении оброка в Москву: "А привозить вам те деньги в Москву в нашу казну, в Приказ Большого дворца самим на два срока в году. Половина на Рождество Христово, а другую половину на Зборное Воскресенье (Воскресенье первой недели великого поста). А посланников к вам под те деньги посылать и прикащикам выезжать не велено. Чтоб вам от посланников и от прикащиков продажи (поборов) и убытков никаких не было. А крестьян меж себя судить вам, старостам и целовальникам". Эта грамота относится, как отмечалось, к 1594 году. Но в начале ее имеется ссылка на писцовые книги Баланды Савина да Прохора Писемского, по которым слободка платила "по восьми рублей в год, да пошлину". Это означает, что слободка существовала и до 1594 года, но была меньше.

От времени Федора Иоанновича переходим к царствованию Михаила Федоровича Романова. К этому времени относится следующий источник по древней истории Пучежа. Заверительная запись дает точную дату документа. "Писал на Москве лета 7122 (1614) генваря в 6 день. У подлинной грамоты на обороте написано так - царь Великий князь Михайло Федорович всея Руси. Дьяк Патрикей Насонов. Справил подьячий Богдашко Кашкин". Итак, царь указал, дьяк приказал, а подьячий записал... (Из этого источника) можно сделать вывод, что государство заботилось о социальной справедливости, не давало преимуществ богатым, заботилось о бедных, старалось справедливо собирать, "по достатку", налоги...

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
© Nikolай
Hosted by uCoz